Четверг, 02.05.2024, 20:38
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Коррупция в России [70]
Примеры коррупции в масштабах всей страны
Коррупция в Ростовской области [4]
Коррупция на региональном уровне
Коррупция в Таганроге [7]
Случаи проявления коррупции в Таганроге
Коррупция в Неклиновском районе [2]
Проявления коррупции в Неклиновском районе
Коррупция в госорганах [23]
Коррупция в госорганах
Коррупция в ЖКХ [3]
Коррупция в ЖКХ
Коррупция в образовании [17]
Коррупция в образовании
Коррупция в здравоохранении [4]
Коррупция в здравоохранении
Коррупция в муниципальных учреждениях [4]
Коррупция в муниципальных учреждениях
Коррупция в правоохранительных органах [12]
Коррупция в правоохранительных органах
Коррупция в судебной системе [10]
Коррупция в судебной системе
Коррупция в мире [5]
Коррупция в мире
Коррупция в армии [3]
Коррупция в армии
Коррупция в строительной индустрии [5]
Коррупция в строительной индустрии
Коррупция в науке [0]
Коррупция в науке
Коррупция в бизнесе [12]
Коррупция в бизнесе
Наш опрос
Нужен ли такой портал в Таганроге?
Всего ответов: 143
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2009 » Январь » 23 » Коррупционная alma mater
13:19
Коррупционная alma mater

Общая сумма взяток в системе высшего образования России ежегодно исчисляется миллионами долларов.

В июне 2007 года в Париже был представлен доклад ЮНЕСКО "Коррупция в школах и университетах: предложения по решению проблемы", подготовленный Международным институтом планирования образования. Авторы доклада пришли к выводу, что общая сумма взяток, которые ежегодно даются в России за поступление в вузы, составляет 520 миллионов долларов. Однако, как считают эксперты, реальные обороты в сфере коррупции в высшей школе превышают эту цифру в несколько раз.

В прошлом году правоохранительные органы выявили 10 тыс. 712 преступлений в сфере образования. Между тем, как рассказал Interfax-Russia.ru начальник оперативно-разыскного бюро МВД России по борьбе с преступлениями в бюджетной сфере Феликс Васильков, только за первое полугодие текущего года МВД зарегистрировало уже 8 тыс. 763 преступления в сфере образования, в том числе 1620 фактов взяточничества. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года данная цифра выросла на 12,8%, а число уличенных в противоправных действиях в сфере образования увеличилось на 72%. Специальный комплекс оперативно-профилактических мероприятий "Образование-2008", завершившийся в сентябре, выявил еще 3 тыс. 535 преступлений, по фактам которых возбуждено 2 тыс. 956 уголовных дел, в том числе 597 - по фактам взяточничества.

Причем, как свидетельствует опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), каждый второй россиянин уверен, что поступление в вуз без взятки невозможно.

Кроме "денежных вознаграждений", которые напрямую даются тем, кто решает вопросы приема, широкое распространение получили и косвенные взятки - формально заплаченные за репетиторство, но реально обеспечивающие поступление абитуриента. В большинстве случаев преподаватели, занимающиеся репетиторством, ставят своей целью не подготовить человека к честной сдаче экзаменов, а получить деньги за обеспечение протекции при его поступлении. А подсчитать оборот таких средств практически невозможно.

Однако поборы не заканчиваются и с поступлением в вуз. Причем в последнее время значительно выросла именно доля взяток, получаемых преподавателями в процессе обучения студентов.

Так, в начале 2008 года в течение недели было возбуждено сразу два уголовных дела в отношении преподавателей Саратовского государственного технического университета. Доцент кафедры материаловедения и высокоэффективных процессов обработки подозревалась в получении от 12 студентов за положительную сдачу экзамена взяток на общую сумму 8,4 тысяч рублей. Преподаватель кафедры иностранных языков за 8 тысяч рублей проставила оценки о сдаче экзамена по английскому языку восьми студентам заочного отделения.

В Чувашии доцент кафедры иностранных языков одного из чебоксарских ВУЗов была задержана по подозрению в получении взяток за выставление положительной оценки на экзамене. При обыске в ее квартире было обнаружено более 50 тысяч рублей. Заявления о том, что она требовала взятку, написали более 20 студентов вуза.

В апреле по подозрению во взяточничестве были задержаны преподаватель одного из вузов Оренбуржья и практически вся группа третьего курса - 25 студентов, собравших 12,5 тысяч рублей за сдачу зачета по истории религии. В отношении студентов были возбуждены уголовные дела по ст.291 УК РФ (дача взятки), в отношении преподавателя - по ст.290 УК РФ (получение взятки).

В июле в Казани были возбуждены уголовные дела по ст.290 УК РФ в отношении профессора и завкафедрой Казанского энергетического госуниверситета. По данным следствия, профессор университета получил за принятый экзамен 2,5 тысячи рублей, а заведующий одной из кафедр этого же вуза за проставление дифференцированных зачетов - 17 тысяч рублей. Причем в июне суд уже приговорил к штрафу в 100 тысяч рублей за получение взятки в размере 2 тысяч рублей старшего преподавателя этого вуза, 30-летнюю Лейсан Пантелееву.

В декабре в один из районных судов Казани было передано еще одно уголовное дело по факту коррупции. Доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности Казанского государственного технологического университета была взята с поличным в июле 2008 года после обращения студентов в УБЭП МВД по Татарстану. Всего в ходе следствия было установлено 27 фактов получения преподавателем взяток от студентов. Размеры взяток варьировались от 3,5 до 6 тысяч рублей.

Наибольшее число коррупционных преступлений в сфере образования, по данным МВД РФ, в первом полугодии было зарегистрировано в Тамбовской и Липецкой областях, где выявлено соответственно 182 и 103 факта получения и дачи взяток, чуть меньше - в Москве (91), Ростовской (71), Курской – (69) и Омской областях (66).

"С учетом динамики оперативной обстановки можно прогнозировать, что общее количество зарегистрированных преступлений в сфере образования по итогам года не снизится", - подытожил начальник оперативно-разыскного бюро МВД РФ Васильков.

"Примеров таких и других можно приводить достаточно много, - соглашается генеральный директор фонда "Антикоррупция" (Поволжский фонд по реализации антикоррупционных программ и программ экономической безопасности - ИФ) Роман Синицин. - С каждым годом происходит своеобразное "совершенствование" форм коррупции, при этом взяточники становятся все более изощренными и изобретательными".

Например, рассказал Interfax-Russia.ru Синицин, преподаватели медицинского факультета Чувашского госуниверситета создали ООО "Эскулап", куда студенты, имеющие задолженности по предметам и пропуски занятий, были обязаны перечислять от 50 до 5000 рублей, в противном случае их не допускали к сессии.

В том же университете, по словам директора фонда, заведующий кафедрой юридического факультета совместно со старшим преподавателем в течение трех лет за выставление положительных оценок на экзаменах получал деньги от студентов, которые те направляли на счет организованной им юридической фирмы.

В некоторых вузах, отмечает Синицин, активно используется еще один способ получения незаконного вознаграждения: студенту, изъявившему желание сдать экзамен за подарок преподавателю, предлагается написать заявление с просьбой принять от него спонсорскую помощь, например для кафедры.

"Поборы в некоторых вузах поставлены на поток, осуществляются в течение длительного периода, принимают организованные формы и не встречают должного противодействия со стороны руководства учебных заведений, да и правоохранительных органов", - отмечает гендиректор фонда "Антикоррупция".

При этом, как показывает практика, разброс сумм взяток в вузах достаточно широк: от десятков рублей до нескольких сотен тысяч. Как правило, пояснил Interfax-Russia.ru начальник оперативно-разыскного бюро МВД РФ по борьбе с преступлениями в бюджетной сфере Васильков, сумма зависит от целей, которой добивается взяткодатель и "амбиций взяткополучателя": "Чем выше независимый рейтинг образовательного учреждения, тем выше запросы у коррумпированных преподавателей и служащих. Если зачет в провинции обойдется в 200 рублей, то в Москве эта сумма может вырасти в десятки раз". Причем, по его словам, традиционно суммы взяток в государственных вузах выше, чем в коммерческих.

По мнению гендиректора фонда "Антикоррупция" Синицина, существующая в российских вузах коррупция создает серьезную проблему для государства и общества: "Из стен вузов выходят неподготовленные выпускники с деформированным сознанием и уверенностью в возможности безнаказанно нарушать действующее законодательство и моральные принципы общества". "Профанацией высшего образования в результате подмены надлежащего учебного процесса процедурой покупки зачетов, экзаменов, а фактически диплома за взятки" назвал Синицын ситуацию, существующую в настоящее время в вузах.

"Выпускники - неучи таких вузов, они же взяткодатели, идут на работу не только в производственную сферу, но и в органы государственной власти, и местного самоуправления, а нередко и в правоохранительную систему", - отметил гендиректор фонда "Антикоррупция".

Меры противодействия коррупционным проявлениям в высших учебных заведениях, по его словам, должны быть комплексными: экономического, правового, образовательного и организационного характера. Основной экономической мерой, по мнению собеседника Interfax-Russia.ru, является дальнейшее повышение зарплаты преподавателям. "Несмотря на те усилия, которые принимаются государством в последнее время, диспропорция в оплате профессорско-преподавательского состава сегодня существует, это в первую очередь касается молодых преподавателей", - отмечает Синицин.

В числе правовых мер он считает необходимым активизировать работу правоохранительных органов по выявлению фактов коррупции, а также создать многоступенчатую систему общественного контроля над расходованием бюджетных средств, поступающих в вузы. К организационным мерам собеседник Interfax-Russia.ru, в частности, отнес открытие телефонов доверия, по которым можно сообщать о случаях коррупции в учебных заведениях; а также периодическую замену преподавателей, входящих в приемную комиссию. А в числе главных образовательных мер - антикоррупционное образование, повышение уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовку и переподготовку специалистов соответствующей квалификации.

Кстати, в Московском институте государственного и корпоративного управления уже преподается 36-часовой образовательный спецкурс лекций "Борьба с коррупцией как система общественных отношений". И готовится законодательная база по его внедрению во все учебные заведения России.

Между тем, как показал опрос ВЦИОМ, наиболее эффективным средством предотвращения коррупции в вузах россияне считают ужесточение наказаний для тех, кто берет взятки. Свыше половины опрошенных полагают, что только эта мера способна предотвратить коррупцию. А около трети респондентов считает действенной мерой введение наказаний для родителей, дающих взятки. А вот меры, предполагающие повышение зарплаты преподавателям, в последнее время не пользуются популярностью: за три года число тех, кто считает это действенным, снизилось с 41% до 25%.

Причем, введение ЕГЭ эффективной мерой борьбы с коррупцией в системе образования считают лишь 14-16% респондентов. С такой точкой зрения соглашается и председатель Совета Федерации Сергей Миронов. В интервью "Интерфаксу" спикер Совета Федерации, раскритиковав Единый госэкзамен, назвал его инструментом коррупции: "Результаты ЕГЭ оказались сенсационно низкими, и ЕГЭ – это инструмент коррупции среднего и высшего образования, причем сверху донизу". "Попытки использования ЕГЭ в качестве инструмента внешней оценки результатов педагогического труда и основного критерия успешности учебного заведения порождают коррупционные проявления, основанные на искажениях результатов образования и завышения реальных показателей ЕГЭ", - говорится в ноябрьских рекомендациях Совета Федерации по итогам совещания по поводу эксперимента о введении единого государственного экзамена. Таким образом, панацеи от коррупции в высшей школе пока не найдено. Между тем, по мнению гендиректора фонда "Антикоррупция" Синицина, распространенность представлений об учреждениях образования как об одном из наиболее коррумпированных институтов общества снижает престиж не только наших специалистов, но и государства в целом: "Важно понять, что развитие ситуации находится уже в той стадии, что можно сказать: отказ от взятки как средства решения личных проблем означает сохранение суверенитета страны".

Обозреватель Анастасия Николаева

Источник

Категория: Коррупция в образовании | Просмотров: 803 | Добавил: Nazarenko
Всего комментариев: 1
1 crerjuiff  
0
Вам это не нравится?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]